Не спиздил, а замутил!
Тут ко мне домой на днях приходил один сантехник из управляющей кампании - менять смеситель. И стал гордо рассказывать о том, как он чудесно замутил (спиздил) себе на дачу трубы, когда для одного из домов управляющей кампании, в которой он работает, подвезли коллективную замену стояка по сроку годности. Это конечно все весело, до тех пор, пока не касается конкретного человека – просто не все осознают масштабы ущерба.
Пиздят вообще все, начиная с поваров и барменов в кафе и ресторанах (это прям отдельная каста), строителей, менеджеров и заканчивая представителями коррумпированной верхушки власть имущих. Пиздят не только что плохо лежит, но и что блестит – даже более заманчиво.
Но люди не осознают, что однажды, воспользовавшись своим рабочим положением (например «замутив» со склада), человек воспроизводит механизм тотального воровства во всей стране, где все пиздят друг у друга.
Если бы это касалось только денежных вопросов, то проблема не стояла так остро - но здесь может стоять проблема чьей-либо безопасности.
«Да пойми же, гайками прикрепляется рельса к шпалам!» —
А.П.Чехов «Злоумышленник».
Колодки, масла, свечи и прочие расходники в автосервисе, трубы для дома, утеплитель, цемент, штукатурка, дорожное покрытие — едва ли не к каждой пылинке, на которую выделялись деньги (причем не обязательно государственные), можно подойти с лупой и заподозрить в процессе её появления очередные хищения как на уровне оказания услуг, так и расходуемых материалов.
Проблема в головах: еще с советских времен наши деды «приносили завода» материалы, а бабушки осваивали склады магазинов. Если тогда это еще можно было понять, потому что простые люди до и после войны жили крайне бедно, а «колбасные изделия» на прилавках появилась в лучшем случае только через 20-30 лет и повсеместный товарный дефицит приучил людей тырить все что не приколочено, то сейчас, когда полки магазинов ломятся от наличия, эта модель настолько прочно въелась в извилины человеческого сознания, что кажется, будто так оно и должно быть.
Все идет по накатанной долгими советскими годами дороге: чиновники пиздят у народа — народ пиздит у государства, а затем люди повторяют и низводят этот паттерн поведения по спирали, и пиздят уже друг у друга. Действие становится нормированным.
По долгу маркетинг обслуживания я часто общаюсь с предпринимателями, оборот кампаний которых оперирует 6-10 нулями. Спрашиваю у них: «У вас пиздят? Как вы решаете проблему воровства на местах?». Ответ: «Пиздят конечно, но в пределах нормы…»
Можете себе представить? Изначально «правильный» предприниматель, который создает рабочие места, платит зарплату, отпускные, пособия, и в конечном итоге развивает наше с вами общество, еще при постройке или оптимизации бизнеса закладывает в свою бизнес-модель идею, что у него будут пиздить. И это только один из рисков, которые они вынуждены учитывать.
«Ну, пиздят в пределах 5 – 10 %» — парируют бизнесмены, а работники, которые воруют больше дозволенного, просто лишаются работы.
http://rendreport.ru/wp-content/uploads/2019/05/vppkg.mp4
Что делать?
В Индии ворам отрубают руки, зрелище массовое и крайне нелицеприятное, и, тем не менее, уровень случаев краж в той стране не снижается, поскольку страна очень бедная.
Но у нас не Индия - кому нужна армия безруких и без того убывающего населения?
Изменения закостеневшего воровского мышления должны идти прежде всего изнутри человеческого сознания. Чтобы туда добраться, необходимо вести работу как со стороны законотворческой, так и культурной сторон. Проблема не просто задевает, а нервирует. Каким с утра бывает ваше настроение, если, подойдя к машине обнаруживаете, что сегодня поедете на такси из-за внезапно спизженых покрышек?
За счет чего живет паразит? Он прилипает к чему-то большому и здоровому и живет за его счет. Если бы он не смог прилипнуть — он бы не выжил. Как пример - среди определенного слоя населения есть желание «прилипнуть» к нефтегазовой струе как можно поближе. Все бы ничего, да только слова «быть максимально полезным» на том рабочем месте почему-то отсутствуют.
Но мы, в большинстве своем, не являемся паразитами и можем держаться самодостаточно за счет своих действий, не отбирая чужого имущества. Наши действия ограничены некими этическими ценностными установками, привитыми в процессе социализации, и, исходя из этого, нетрудно догадаться о необходимости воспитательных корректировок в мировоззрение детей и взрослых.
Теперь поговорим о решениях.
Что делают предприниматели с целью профилактики действий паразитов?
-
- Стена позора. В одной пиццерии Екатеринбурга наблюдал следующее: на стене холла внутри лабиринта рабочих помещений были развешены цветные (!), в рамках (!) фотографии работников, которые воровали продукты из пищевых цехов, несмотря на строгий видеоконтроль. Большинство из них были эмигрантами постсоветских государств, но встречались и русские. На тех табличках указывалось, сколько и чего виновный украл, а также вид наказания. Это эффективный демотивирующий метод на основе коллективного порицания, игры на чувстве стыда и штрафов.
- Инвентаризация. Сложно, но важно. Случай, когда в конце месяца проводится учёт всех товаров, и стоимость недосчитанных товаров вычитывается из зарплаты работников данного отдела. Но у этого метода есть минус: работники будут крайне недовольны, когда из их заработанных средств отнимут деньги за исчезнувший продукт, который они не похищали. Это вызовет негативное отношение к работе и породит подозрения и конфликты в коллективе. Все будут искать в соседе «крысу». В результате вся корпоративная культура компании затрещит по швам и рухнет.
- «Волчий билет». Запись в трудовой книжке с указанием конкретной причины увольнения – кража. Работник не раз подумает о будущем перед тем, как захочет что-то стащить. Лишиться текущей работы и испортить трудовую репутацию захочет не каждый.
- Штрафы. Этот шаг остается самым кражестойким, почти любое рождение социального действия можно абортировать денежным штрафом, вопрос только в его размере.
- Технические средства - видеонаблюдение, аудиозаписи звонков.
- Тайные покупатели и ревизоры.
- Пропаганда. Исторически проверенная стратегия исправления. Читать мантры можно хоть каждый день, хоть после каждого выявленного инцидента – зависит от ваших диктаторских способностей, если вы работодатель. Так, РЖД после каждого трупа на шпалах собирает всех машинистов, помощников машинистов и читает лекции. Если вы – обыватель, то достаточно познавать достойную прочтения литературу — так тоже формируются ценности. И личность.
У меня есть знакомый владелец пекарни, уволивший сотрудника за то, что, когда женщина переливала молоко для приготовления сырья - попутно налила себе в стакан, периодически потребляя его содержимое. Встает обсуждение: разве стоит увольнять работника всего лишь из-за стакана молока?
Аналогичный пример у меня и от владельца бургерной. Знаете, как он узнал о том, в чем заключалась проблема? Благо есть привычка проверять негативные отзывы о ресторане. Значит, пришел человек, заказал на 1,5к себе бургеров, и остался недоволен. Влепил 1 звезду, насорил негативом в каментах и был таков. Стали звонить-разбираться. Оказалось, что булка вместо того, чтобы быть мягкой и сочной, была сухая и крошилась, что технически невозможно. Стали проверять по камерам дату производства (булки и мясо готовят сами). Оказалось, что сотруднику было просто лень(!) насыпать нужное количество муки и он сыпнул на глаз. Ну ахуеть, ребята… хорошо хоть не спиздил…
В производстве есть строгие технологические карты приготовления продукта. Если мы не доливаем (всего лишь) стакан молока, то продукт получится не таким вкусным, потребитель получает продукт, не соответствующий стандартам, а компания может потерять такого клиента. Кампания теряет деньги. Но как известно, сотрудники производства почему-то у нас не зависят от прибылей кампании, а получают зарплату строго каждый месяц необходимую сумму.
Зайдем с другой стороны – вы покупатель. Идя из магазина, у вас остается последний полтинник, и вы решили купить к чаю любимую ватрушку. Заходите в уже знакомую вам пекарню, покупаете энту самую ватрушку, а вкус… какой-то водянистый. Какой будет первая мысль? «Опять экономят пид*сы, зря полтос потратил!»
И ни разу никто из вас не подумает, что предприниматель об этом может и не знать, что его сотрудники просто попивают по стаканчику молока в день. Закладывай сырье с лихвой «на пропитание сотрудникам» – скажете вы. Очень хочу посмотреть на вас, когда вы будете открывать свою первую пекарню, или кофейню, или сборочный цех…
Подобных случаев – тысячи. В краткосрочной выгоде для себя человек очень плохо делает другим, в долгосрочной - общество отвечает ему тем же. Круговорот темных дел проворачивает круговорот сансары – вселенская физика проста.
Существует и обратная точка зрения:
"1. Чтобы люди не воровали, мы должны сделать среду доверия. Не надо показывать сотруднику, что ему не доверяют. Ни один хороший сотрудник не будет работать в такой гоунокомпании. Ворам же система контроля очень нравится: она как тюрьма, сковывает им руки, но оправдывает их действия. "Вы меня бесконечно насилуете допросами, подозрениями и угрозами. За это я конечно же буду воровать".
2. Когда компания производит интеллектуальный продукт, то все материальное, все что можно физически украсть, стоит намного меньше, чем то, что у сотрудников в голове. Никакими проверками, угрозами и давлением невозможно заставить любить клиентов, улучшать продукты, работать над неповторением ошибок, улучшать процессы, работать в команде. Хорошие мысли у коллег могут появиться только тогда, когда создана доверительная среда.
3. Но ведь могут быть воры? Конечно. Среда доверия позволяет намного быстрее им себя проявить. Если он украдет как следует и спалится, то он принесет намного больше всем пользы, чем если система контроля не позволит ему это сделать."
Александр Дубовенко (владелец строительной компании)
А что думаете вы?
Вот, например, вы сами уверены, что после замены труб в вашей квартире, вам не поставили треснувший брак (что в будущем затопит дерьмом соседей) не окажется результатом замены тем сантехником, который поставил оригинал себе на дачу?
Пишите в комментариях!
Комментарии